Кисть, прославляющая нас
“Голос Армении”, №15, 17 февраля 2011 г., Ашот Сагратян, поэт и художник


В августе 2006 года указом президента РФ художнику Юрию ГРИГОРЯНУ было присвоено звание заслуженного художника России, а уже в октябре 2010 года наш соотечественник стал членом-корреспондентом Российской академии художеств.

Молодой армянский живописец, воспитанник художественного училища Памяти 1905 года, выпускник Московского художественного института им.В.И.Сурикова впервые отметился на молодежной выставке в 1972 году. По окончании института в течение 2 лет был стипендиатом Союза художников СССР, а в 1988 году за работу “Армянская женщина” был удостоен золотой медали на выставке в Японии.

Редкое трудолюбие, свойственное выходцу из Нагорного Карабаха, позволило ему принять участие более чем в 200 выставках в своей стране и за рубежом. Время сохранило за ним почетное место в ряду самобытных мастеров кисти: свыше 60 его полотен заняли достойное место в десятках музеев и картинных галерей мира, в том числе в Третьяковской галерее, в Государственном музее народов Востока, а также в частных собраниях Михаила Горбачева, Альберта Гора, Людвига.

Но пора обратиться к творчеству художника: его манере письма и тематике. Жесткая композиционная основа буквально удерживает внимание зрителя: мелькают ли пейзажи его родного села или видения из мира воспоминаний, или лица родных и близких ему людей. Любая натура обретает значимость на его холстах, будь то любимый всеми Шарль Азнавур или мать, придавленная горем, свалившимся на народ Карабаха.

На моей памяти после Минаса Аветисяна и Сейрана Хатламаджяна так проникновенно никто еще не писал нашу деревню с ее повседневными делами и заботами. То, что у многих остается за кадром, у Юрия Григоряна показано ярко и наглядно. Посетитель его выставки может погреться “У туруна”, дышащего запахом свежего лаваша, посидеть в “Сумерках” у ворот “Старого крестьянского дома” и послушать переливы “Карабахской мелодии”…

Краски Юрия Григоряна, не выпуская из поля зрения общий настрой на радость бытия, пульсируют в такт журавлиной печали по родине Армении, честь и достоинство которой он, уроженец мятежного Карабаха, олицетворяет в сегодняшнем дне.

Пытливое око отметит: особое место в творчестве художника занимают женские портреты. В их трогательной строгости он ищет и находит свой художественный идеал. Две работы, написанные в разные годы, занимают особое место в его творческой биографии: “Мать” – средоточие горя народного, дающего тем не менее силы жить и творить, и “Кормилица” – корова, символ семейного достатка и покоя. Насмотришься на холсты, наполненные душевным трепетом, и память отбросит тебя в неторопливый ход деревенской жизни, погрузит в живую пастораль: бредет с выпаса стадо, вздымая пыль, а над ним витает в воздухе гортанная речь гордого горца.

Бесспорно, привлекают внимание и притягивают взгляд такие полотна, как “Солнечный день”, “Заброшенные дома”, “Полдень”, “Мои односельчане”, “Гранаты”, “Танец”, а неброская работа “Путники” мягким перебором тонов и оттенков оставляет в памяти штрих-пунктир пройденного художником пути, наполняя и зрителя ожиданием нового. Вполне естественно, что именно Юрий Григорян первым откликнулся на идею создания картинной галереи в Арцахе, подарив инициаторам свое полотно “Мать” и другие работы.

Необычайно целостное ощущение от выставок Юрия Григоряна уже не отпускает, тянет обратно – под отчий кров. И не это ли истинное искусство, притягательная сила которого кроется в любви к родному очагу, Отечеству?! Ведь это вечно живое чувство растворено в каждом из нас, где бы мы ни были, сотрясая душу сопричастностью к делам и свершениям на земле нашей общей Родины.