Два портрета гроссмейстера
«Коммунист», 7 октября 1983 г.
С. Желтов

Мы встретились c художником Юрием Григоряном на выставке «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве» в московском Манеже у его картины «Шахматисты». На полотне — небольшая уютная комнатка с шахматным столиком в центре. Над ним в глубокой задумчивости склонились сосредоточенные лица двух молодых людей. В одном из них узнаю гроссмейстера Гарри Каспарова.
-А второй, — поясняет Ю. Григорян, — это я.
— Вы что, действительно встречались с Каспаровым за шахматной доской?
— Нет. Это авторская фантазия. А могло быть… Они жили в одном доме на Ереванском проспекте в Баку. Знали друг друга. Заходя к Каспаровым, Юрий почти всегда заставал Гарика за шахматами. И тогда, когда тому было всего четыре года, и тогда, когда тот стал подростком, старшеклассником.

Продолжаем беседу в мастерской художника. Старый московский дом на Кропоткинской улице. Под самой крышей — небольшая мансарда. Стены увешаны картинами. Их много — разных и ярких. Некоторые из них написаны давно, в годы учебы в Московском художественном училище, другие созданы в студенческую пору в стенах художественного института имени В.И. Сурикова. Третьи — плод творческих поисков зрелого мастера, члена Союза художников СССР. Юрий Григорян — участник многих всесоюзных, зональных и зарубежных выставок. В 1977 году персональная выставка его картин состоялась в Москве, а в 1980 году — в Ереване. Обе прошли с большим успехом, получили высокую оценку любителей живописи.
Первый портрет Гарри Каспарова «Юный гроссмейстер» им был написан в 1982 году. Портрет демонстрировался на юбилейной художественной выставке, посвященной 60-летию образования СССР. Художнику удалось удивительно точно передать характер талантливого шахматиста — твердость воли, глубокую сосредоточенность, целеустремленность. Задумчивое, одухотворенное лицо. Умный, проницательный взгляд.
— Но почему он такой юный? Ведь мы все узнали его более взрослым.
Это замечание одного из посетителей выставки подсказало Ю. Григоряну мысль написать новый портрет гроссмейстера. Работа над ним совпала с межзональным шахматным турниром в Москве. Художник не пропускал ни одного игрового дня. Садился в зале неподалеку от сцены, делал наброски. — Хотелось, — рассказывает Ю. Григорян, — показать человека увлеченного, думающего. А вместе с тем приоткрыть мир шахмат, полный выского эмоционального настроя, захватывающего кипения страстей.

Через полгода портрет был готов. Художник назвал его «Раздумье. (Гарри Каспаров)». В августе этого года портрет занял место в экспозиции московской художественной выставки «Спорт в изобразительном искусстве», развернутой в Доме художников СССР на Кузнецком мосту.

Однофигурная композиция в интерьере. Гроссмейстер стоит у открытого окна рядом с шахматным столиком. Взгляд устремлен вдаль. О чем он думает? О предстоящем матче? О прочитанной книге? Мы видим главное — решительность, собранность мысли, творческое вдохновение. Он весь в будущем. Повзрослевший, возмужавший.